Интернет-журнал, выпуск 57: Как писать книги / статьи / диссертации
Друзья,
Роман спрашивает
«В этом письме я хочу попросить Вашего совета о том как эффективно работать над написанием книги. Вы их написали уже не одну, и наверняка старались оптимизировать этот процесс.
Поделитесь пожалуйста своим опытом, как Вы собирали фрагменты текстов, примеров, иллюстрации; в каком формате все это хранили; что сейчас делали бы иначе? Возможно, есть какие-то публикации или литература, которую Вы могли бы посоветовать?»
Опишу свою систему, думаю, пригодится не только пишущим книги, но и статьи, диссертации, дипломные работы и т.п. С каждой книгой у меня была какая-то своя история. С «Организацией времени» - бумажная картотека (фотографии я какое-то время назад здесь постил). С «Тайм-драйвом» и «Формулой времени» - заметки Outlook. На «Корпоративном ТМ» я пришел и в «Работе 2.0» и новой книге про отдых продолжил пользоваться предельно простой системой, никаких аутлук-заметок и evernote’ов.
- Есть файловая папка для книги, чуть ниже ее скриншот. Книга зреет очень долго – по названию папки видно, что книга про отдых задумана в ноябре 2008-го, а Формула времени, например, была задумана (и папка заведена) даже раньше, чем Тайм-драйв, в 2004-м, а вышла в 2006-м.
- В файловую папку валится все интересное в виде файликов – интервью, статьи и т.д. Если это уже отработано, оно сбрасывается в подпапку АРХИВ.
- Есть место хаоса – общий вордовский файл «Отдых КНИГА». В него кидается все – собственные мысли, внешние цитаты, какие-то куски блогообсуждений и т.п.
- В верхней части общего обзорного файла всегда текущая версия оглавления / структуры книги, она меняется по ходу дела, иногда до последнего, т.е. какие-то главки сливаются, разделяются, переносятся в другие разделы и т.п.
- Рядом с оглавлением обычно какие-то системообразующие мысли или задачи, например, «организовать сбор обратной связи по первой главе в блоге», или «посмотреть биографии великих людей, сделать врезочки».
- Сначала создается отдельный файл под наиболее «понятную», созревшую главу (не факт что первую), или под несколько глав, если уже понятно как делится материал. В файле каждой главы в начале есть свое место хаоса – обрывки, цитаты, мысли и т.п., дальше идет собственно текст главы плюс заголовки, обозначающие новые разделы, пока без текста.
- Когда главы внутри файлов написаны, их можно сводить в единый файл и причесывать – предисловия, послесловия и т.п. Узнайте все самое полезное о потенции и сексуальном долголетии.
- В книге про отдых появилась новация – сбор обратной связи, пока она лежит отдельной папкой с парой сотен файлов первой главы с комментариями читателей, как это правильнее обработать, чтобы ничего не потерять, я еще не придумал.
- Скоро добавится давно обещанный фейсбук, что там будет происходить и как это будет влиять на текст – посмотрим.
Рекламная пауза: в среду 18 апреля в Президент-отеле проведу однодневный Бизнес-семинар: «Корпоративный тайм-менеджмент для руководителя». 19-21 апреля в Школе менеджеров «Арсенал» традиционный Бизнес-курс по тайм-менеджменту «Тайм-менеджмент: метод Глеба Архангельского» и «Тайм-менеджмент на MS Outlook». Приходите сами, дарите сертификат на участие клиентам и друзьям, при заблаговременной регистрации действуют специальные цены. Подробности на www.tmseminar.ru
Успевайте жить!
Глеб Архангельский.